Бунтующее Прихоперье заставило задуматься правительство и УГМК о целесообразности никелевого проекта
Май 30
28 мая в Новохопёрске состоялась встреча жителей с депутатами Государственной Думы, которые приехали поддержать протестующие против добычи никеля Прихоперье.
Первым перед собравшимися выступил Руслан Гостев, депутат Государственной Думы от КПРФ по Воронежской области. Он был полностью солидарен с противниками разработок медно-никелевого месторождения в Новохопёрском районе. Решение правительства, Руслан Георгиевич назвал преждевременным и отметил, что проекты, имеющие серьёзные экологические риски обязательно должны находить поддержку о местного населения – без мнения людей такие решения принимать нельзя. В завершение своего выступления Гостев сказал:
«Люди, которые запретили здесь проведение референдума – это люди, которые не любят Новохопёрский район, не любят своих детей, не любят своих внуков»
Это вызвало громкие аплодисменты аудитории, а также истерику у человека, назвавшегося депутатом Новохопёрского районного совета депутатов. Оставить свои контакты журналисту Борисоглебск-онлайн этот человек отказался.
Затем Николай Развортнев и Ольга Алиева, депутаты Государственной Думы от соседних областей. Ольга Алиева достаточно резко отозвалась о позиции властей, которые решили, что не должны ни чего спрашивать у людей: «Им блеск в глазах доллара затмевает всё живое на Земле»
Она также поставила под сомнение провозглашаемые благие намеренья со стороны действующего правительства в вопросе о рабочих местах: «Если вы заботитесь о рабочих местах, которые хотите дать людям, тогда почему вы с огромной скоростью, опережая все мыслимые и немыслимые темпы рушите всё то, что создал советских народ? Почему вы уничтожаете заводы? Почему уничтожаете фабрики? Не хотите засевать поля? Не хотите дать элементарных условий работы для человека? То есть вы сметаете на своём пути всё, но при этом хотите построить маленький заводик, который уничтожит население».
Алла Силина, старший научный сотрудник музея Белогорье, напомнила о том, что обычно остаётся на земле после извлечения из неё полезных ископаемых. Рассказала, что собой представляет хвостохранилище по проекту УГМК. Оно будет занимать территорию 2 км на 1 км, от почв оно будет изолировано плёнкой, которая спустя несколько лет превратится решето, и всё химическое разнообразие будет наполнять воронежские чернозёмы.
Всем выступающим зал горячо аплодировал. Но когда на сцене появились, опоздавшие представители министерства природных ресурсов, и Евгений Брагин, заместитель генерального директора УГМК, то атмосфера начала накалятся, послышались выкрики: «Брагин вон». Сергею Рудакову удалось немного успокоить зал, правда, не надолго.
Владимир Кашин, председатель комитета по экологии в Государственной Думе, отметил, что благодаря активной и упорной работе местных жителей, проблемой уже обеспокоились на федеральном уровне. Он также согласился с тем, что сейчас у государства нет никакой потребности в добыче никеля, мы ничего из него не производим. Острее стоит проблема продовольственной безопасности и создания нормальных условий для развития сельского хозяйства. Учитывая, тот факт, что именно эта власть нас звала к переходу от административно-правовых форм управления к гражданско-правовым, голос общественности должен быть решающим в отношении таких масштабных проектов.
Протест местного населенья оказался настолько сильным, что, по словам Кашина, обеспокоился ситуацией и министр Сергей Ефимович Донской, и всё министерство: «Я должен сказать ваша активная борьба заставила задуматься, в том числе и тех, кто получил лицензию (ред. УГМК)».
Попытка Владимира Кашина сказать, что УГМК имеет лицензию только на доразведку, в зале была встречена возмущением, так как неоднократно говорилось, в том числе и представителями УГМК, что они получили сквозную лицензию на доразведку и последующую добычу никеля.
На последующие выступления чиновников, в том числе юного заместителя министра Дениса Храмова, аудитория реагировала практически сплошным свистом и топаньем. Впрочем, это неудивительно, так как молодой человек начал объяснять лекционным тоном, что «наш бюджет, а значит и наши доходы на 50% формируются за счёт продажи природных ресурсов». Он не ошибся и не соврал! Действительно их чиновничьи доходы напрямую зависят от распродажи Родины, но вот только жители Прихоперья, живущие в основном за счёт натурального хозяйства в это понятие «наши» не входят, а потому и не могли разделить позицию Храмова. А его возраст вызвал вполне ожидаемый вопрос у жителей: «И как это Вы в таком юном возрасте заместителем министра стали?»
Алексей Карякин тоже было публично освистан. Он заявил, что озвучивает позицию губернатора, которую всецело разделяет. А заключается она в том, что УГМК нужно позволить провести доразведку, а там посмотрим…
Апофеозом встречи стало выступление Евгения Брагина, он попытался поставить залу условие: «Я буду говорить, но только при одном условии – вы должны слушать!» Слушать не стали, но Евгений всё же говорить начал, хотя довольно быстро закончил. Встреча в Новохопёрске стала первым мероприятием, которое заставило улыбку исчезнуть с его лица.
Изначально после выступлений планировалось включить микрофон, что бы каждый желающий мог задать вопрос участникам встречи. Но видя, что ещё чуть-чуть и в Брагина и министерских чиновников полетели бы ботинки, встречу объявили законченной. Но несмотря на это народная любовь настигла их уже в коридорах. Вокруг каждого из высокопоставленных гостей столпился народ. Люди задавали вопросы и высказывали своё мнение о личностях.
Быстрее всех убегал от народа Евгений Брагин, с которым как уверенно заявлял в Воронеже, у компании УГМК проблем нет. Автору статьи всё-таки удалось задать ему вопрос: «А почему Вы здесь не осмелились повторить, слова, сказанные в интервью и на конференции, о том, что у вас нет проблем с местным населением?»
Уже на выходе одна из местных женщин схватила Брагина за руку и сказала: «Я стрелять умею и знайте, если вы начнёте здесь добывать никель, я вас сама всех постреляю».