Несколько лет назад в поселке Рощино пропала часть улицы. Просто была перекрыта забором и стала тупиком. Улочка всего-то была с полкилометра и домов на ней и десяток не наберется. Теперь ни одна легковая машина не может на ней развернуться, не то что пожарная или грузовик с дровами. Короче, остались граждане практически без дороги.
Улица эта не зря называется Островной. Находится она на полуострове, впадающем в Рощинское озеро острым песчаным мысом с обрывистыми берегами, поросшими елями да соснами. По берегам раньше водилась ондатра, на ветвях резвились белки, шуршали осенней листвой ежики, росли белые грибы и рыжики. В центре островка на полянке стояла вековая лиственница. Местные ребятишки играли здесь в лапту и городки, а песчаный пляж был излюбленным местом отдыха многочисленных дачников.
Но в конце девяностых приглянулось это чудное местечко крутым бизнесменам – Михаилу Вельковичу и Анатолию Карагополову. Сгорел один частный домик, другой был продан. Забегали с рулетками муниципальные землемеры, и началась стройка. Через несколько лет половина островка была огорожена забором вместе с большей частью улицы и береговой полосой озера. Небольшая протока закрылась мощной каменной аркой, на берегу появилась набережная с оградой и грозными надписями на ней о том, что это частная территория. На месте прежней поляны разместился белоснежный красавец – дом, плавно переходящий в эллинг на берегу.
Владелец прибрежного участка на другой стороне островка, г-н Кожевников тоже подсуетился – расширил границы своего участка, просто прикупив бережок с последней на островке полянкой. Забор в форме острого утюга придвинулся к озеру, оставив простым смертным узкую тропинку для прохода к берегу. И тут граждане рощинцы начали прозревать и выяснять, откуда растут ноги.
Выяснилось – из районного комитета по управления муниципальным имуществом Выборгского района. Господину Кожевникову просто продали кусок береговой полосы под ИЖС, невзирая ни на какие водные и земельные кодексы. Территориальные органы Росреестра оформили кадастровый паспорт, бесстыдно написав, что часть участка находится в береговой полосе, и закрепили сделку купчей. Граждане целый год слезно просили губернатора и прокуратуру вернуть берег в муниципальную собственность, потому что ползать как скалолазы по обрывистому берегу, чтобы подойти к воде, не все умеют.
Поняв, наконец, что в одиночку достучаться до небес невозможно, организовали инициативную группу движения «Против захвата озер». И тогда областная прокуратура, наконец, проснулась и обязала нижестоящую Выборгскую отсудить у Кожевникова незаконно приватизированный берег. Процесс был настолько трудным для судьи, что защитникам общенародных берегов пришлось вызывать на заседание съемочную бригаду российского телевидения. Еще бы! Ведь это был первый в области иск, поданный прокуратурой о признании незаконным выделения земельного участка в береговой полосе водного объекта. Под камерой и было вынесено знаменательное решение – участок освободить, забор снести.
Многочисленные проверки прокуратуры и прочих надзорных органов в отношении участка другого собственника — Анатолия Карагополова стояли насмерть – нарушений нет и все тут! Но граждане не унимались. Желание выяснить, куда же делась часть улицы Островной, привело их к пожарникам. Оказалось, что тупиковые улицы должны заканчиваться разворотной площадкой для пожарных машин и другой спецтехники, а ее-то и не оказалось, что явилось причиной обращения в суд уже органов пожарного надзора. Но местные власти упорно не хотели решать этот вопрос, выплачивая немалые административные штрафы за невыполнение предписаний пожарников.
Шли годы, граждане безрезультатно исписывали килограммы бумаги, выклянчивая у властей улицу и берег. Власти держались стойко – что выделено, то выделено законно, и точка! Улица Островная укоротилась наполовину сама по себе и по факту такой останется – ответствовал заявителям глава МО «Рощинское городское поселение» Валерий Савинов. И тогда терпение граждан лопнуло, и они запросили у властей оказать обязательную муниципальную услугу – выдать выписку из реестра муниципальной собственности на улицу.
Выписка повергла заявителей в шок – на бумаге дорога песчано-гравийная, улица Островная была муниципальной собственностью и частью казны поселения и никогда из этой собственности не выбывала. Оказывается, все 480 погонных метров улицы силами подрядчиков ежегодно убирались от снега, посыпались песком, освещались, подметались, а муниципалы оплачивали оказанные услуги на несуществующей части дороги. Интересно, сколько денег из бюджета утекло в неизвестные карманы за столько лет обслуживания части улицы, которой фактически нет? Однако, расходование местного бюджета — это уже совсем другая история.
Дальнейшее расследование общественников напоминает детективную историю. Прокуратура предоставила заявителям возможность ознакомиться с документами планировки этой территории. Как оказалось, прежний архитектор Выборгского района Фридлянд обладал утвержденной схемой территории около улицы Островной, и когда г-н Карагополов обратился к нему за разрешением на строительство дома, то получил таковое только лишь на шести сотках. Причем одна сторона выделенного участка находилась от берега на расстоянии 18 метров, а фасадная часть граничила с улицей Островной. Сам же участок должен быть шириной всего 15 метров. Но каким-то невероятным образом участок Карагополову был выделен размером вдвое больше того, который смог бы разместиться между берегом и дорогой. Произошло естественное наложение границ на водный объект с одной стороны и на дорогу с другой, пропал общедоступный берег и часть улицы. Но что для такого крупного бизнесмена каких-то двенадцать соток! Ему надо было все больше и больше земли.
И тут вдруг, откуда ни возьмись, появляются двое престарелых пенсионеров, которые приобретают участки вдоль берега озера и улицы Островной и становятся соседями Карагополова. Но только лишь на один месяц, потому что срочно за всего за 19 тысяч рублей продают ему свои участки. Муниципальные власти быстренько прирезают к проданным еще пару участков для новоявленного помещика, и, таким образом, улица Островная полностью теряется во вновь образованной, теперь уже полностью частной земельной собственности.
Каким «золотым ключиком» обладал г-н Карагополов, чтобы склонить сердца муниципальных чиновников на выделение в частную собственность территории, по размерам в разы превышающую предельные для этих случаев нормы? Думается, что это останется навсегда тайной «четырех». Однако в материалах надзорного производства можно проследить удивительный талант землеустроителя Олега Михеева составлять кадастровые планы под будущие участки Карагополова значительно превышающую фактическую площадь земной поверхности. В Выборгской прокуратуре имеются практически все доказательства рейдерского захвата территорий общего пользования, как береговой полосы, так и улицы. Какие меры предпримут прокуроры для восстановления нарушенного права муниципальной собственности и неопределенного круга лиц в отношении утраченных территорий?
Пока этот процесс находится в начальной стадии, но общественность уже давно не дремлет. Многие из этих ребят стали настоящими профессионалами в земельных делах и голыми руками их не возьмешь. Они пойдут до конца и будут отстаивать права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду всеми дозволенными методами. Пожелаем же им удачи в этом нелегком деле.
Наталья Павлова, специально для Леноблnews.info